Эрдоган обвинил протестующих против строительства «Стамбульского канала» адмиралов: «Попытка клеветы»

234

На пресс-конференции поздно вечером в понедельник президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал заявление, опубликованное отставными адмиралами, «злонамеренным», обвинив его в «причастности к перевороту». Ранее более 100 отставных турецких адмиралов подписали «декларацию», предупреждающую правительство соблюдать свои обязательства по Конвенции Монтрё и отказаться от планов строительства нового канала в Стамбуле. Власти ответили на петицию арестом нескольких бывших флотоводцев.

«Недопустимо, чтобы 104 адмирала собрались вместе однажды ночью и декларировали такой документ, — заявил президент Турции Эрдоган. – Это нельзя назвать свободой слова. Такие действия не будут приняты нигде в мире. Мы также ожидали, что оппозиция займет более жесткую позицию в отношении этого действия».

Как сообщает Daily Sabah, Эрдоган подчеркнул: «Хотя декларация подписана отставными адмиралами, это попытка клеветы против турецких вооруженных сил».

Президент Турции в ходе своей пресс-конференции также коснулся важности Конвенции Монтрё, но подчеркнул, что в будущем могут появиться лучшие варианты.

Эта конвенция, заключенная на проходившей в швейцарском Монтрё Конференции о режиме Черноморских проливов в 1936 году, восстановила суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы из Чёрного в Средиземное море При этом Турция обязалась соблюдать принципы международного морского права. Согласно конвенции, установлен различный режим прохода военных кораблей для флотов черноморских и нечерноморских государств.

При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские государства (к ним сейчас относятся помимо Турции Россия, Украина, Румыния, Болгария, а также частично признанная Абхазия) могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских государств введены существенные ограничения по классу (проходят лишь мелкие надводные корабли) и по тоннажу. Общий тоннаж военных судов нечерноморских стран в Чёрном море не должен превышать 30 тыс. т (с возможностью повышения этого максимума до 45 тыс. т в случае увеличения ВМС черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток.

В случае участия Турции в военных действиях, а также если Анкара посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов.

«Конвенция Монтрё была важным достижением для Турции в то время. Мы продолжаем соблюдать Конвенцию Монтрё, по крайней мере, до тех пор, пока не появится благоприятной замены», — сказал Эрдоган. – Если попытка состоит в том, чтобы заявить о своем мнении по поводу обсуждения Конвенции Монтрё, то можно сделать это не декларируя такое заявление, а вместо этого опубликовать академические работы по нему, которые будут полезны для литературы».

«У нас нет никаких намерений и мы не работаем над тем, чтобы выйти из Конвенции Монтрё на данный момент, – утверждает турецкий лидер. – Но если в будущем появятся другие варианты, то мы были бы готовы пересмотреть условия Конвенции Монтрё в международной сфер».

Эрдоган добавил, что «попытка увязать проект Kanal Istanbul («канал Стамбул») с Конвенцией Монтрё совершенно неверна», имея в виду проект, который предусматривает искусственный переход в Стамбуле, чтобы избежать возможных аварий в Босфоре, учитывая предыдущие инциденты с судами.

В воскресенье турецкие официальные лица решительно осудили заявление отставных адмиралов, а прокуратура Анкары начала расследование на основании статьи 316/1 Уголовного кодекса Турции. В заявлении прокуратуры говорится, что 10 подозреваемых были задержаны, чтобы предотвратить уничтожение доказательств и определить других подозреваемых, причастных к инциденту, в то время как четыре других подозреваемых не были задержаны из-за их возраста, но им было приказано явиться в Управление полиции Анкары в течение трех дней.

Среди задержанных – Джем Гюрдениз, известный как один из основателей новой морской доктрины Турции «Голубая родина», которая стала заметной, особенно во время напряженности с Грецией в Восточном Средиземноморье.

Как отмечает агентство Arab News, отставные адмиралы использовали свое заявление для критики проекта «канлаа Стамбул», многомиллиардного искусственного водного пути, соединяющего Черное море с Мраморным морем, призванного облегчить судоходство в проливе Босфор. Они также рассмотрели перспективу возможных изменений в Конвенции Монтрё 1936 года, которая касается контроля над Стамбульским проливом.

Утверждение Анкарой в прошлом месяце планов строительства судоходного канала в Стамбуле, сопоставимого с Панамским или Суэцким каналами, вызвало дискуссию о Конвенции Монтрё 1936 года, сообщает канал Al Jazeera.

«Канал Стамбул» (Стамбульский канал) — самый амбициозный из того, что президент Реджеп Тайип Эрдоган назвал своим «безумным проектом», в ходе которого он преобразовал инфраструктуру Турции с помощью новых аэропортов, мостов, дорог и туннелей за 18 лет своего правления.

Концепция канала, соединяющего Черное и Мраморное море, предлагалась как минимум семь раз в истории. Первое предложение было сделано османским султаном Сулейманом Великолепным, правившим в 1520–1566 гг. Говорят, что его архитектор Мимар Синан разработал даже конкретные планы, но от проекта отказались по неизвестным причинам. В XVI-XVIII вв. тоже было несколько неудачных попыток реанимировать идею строительства канала. А во время правления султана Махмуда II в 1808–1839 гг. был даже создан Императорский Османский комитет для повторного изучения проекта. Отчет был подготовлен в 1813 году, но никаких конкретных шагов предпринято не было. Уже в 1980-е – 1990-е гг. консультант турецкого министерства энергетики Юксель Онем предложил проект строительства альтернативного водного пути к проливу Босфор. А в 1991 году Нусрет Авджи, глава Комиссии по окружающей среде столичного муниципалитета Стамбула, предложил построить 23-километровый канал, который пройдет между Силиври и Караджакёй. Он предположил, что этот канал значительно снизит опасность морского судоходства и загрязнение Босфора.

Турецкие официальные лица утверждают, что новый канал жизненно важен для снижения нагрузки на стамбульский пролив Босфор, ключевой маршрут мировой торговли, по которому в прошлом году прошло более 38 000 судов. Этот водный путь забит морским транспортом, и в последние годы на нем произошло несколько аварий.

Но оппоненты проекта говорят, что, помимо крайне пагубного воздействия на окружающую среду, которое предсказывают некоторые эксперты, строительство нового канала может также подорвать соглашение Монтрё. Новый канал позволит судам проходить между Средиземным и Черным морями, не проходя через часть проливов, на которые распространяется договор.

Предлагаемый Стамбульский канал стоимостью 9,8 миллиарда долларов будет проложен к западу от Босфора по 45-километровому маршруту. Мэр Стамбула Экрем Имамоглу из оппозиционной Народно-республиканской партии – один из самых серьезных противников проекта канала по финансовым и экологическим причинам. В ноябре прошлого года министерство внутренних дел начало расследование в отношении мэра по поводу его возражений против канала. Инспекция собственности министерства расследует плакаты с фразами «Либо канал, либо Стамбул» и «Кому нужен «канал Стамбул»?»

Ставрос Карамперидис, глава исследовательской группы морского транспорта в Университете Плимута, заявил каналу Al Jazeera, что новый маршрут повлияет на глобальное судоходство: «Глядя на цепочки поставок, мы поняли из инцидента с закрытием Суэцкого канала, что наличие дополнительного прохода может во многом помочь глобальному судоходству. Проект будет стоить дорого, но он поможет транспортному потоку, проходящему через Босфор, который является очень загруженной артерией». По мнению эксперта, новый канал может также уменьшить воздействие на окружающую среду в проливе. «Но в то же время многие люди говорят, что такой новый канал нанесет большой экологический ущерб в этом районе, поскольку он будет проходить через несколько охраняемых озер», — сказал он.

После решения Турции в прошлом месяце выйти из Стамбульской конвенции, европейского договора, направленного на предотвращение и борьбу с насилием в отношении женщин, указом президента возник вопрос, может ли Турция таким же образом выйти из других международных соглашений. Как сообщает Daily Sabah, в телеинтервью спикер парламента Мустафа Шентоп, который также является конституционным юристом, сказал, что технически это возможно, и привел в пример Конвенцию Монтрё о режиме проливов. После обсуждения заявлений Шентопа отставные флотоводцы опубликовали в субботу заявление.

В своем письме 104 отставных турецких адмирала заявили, что их «беспокоит» открытие договора Монтрё для обсуждения, назвав его соглашением, которое «наилучшим образом защищает интересы Турции». «Мы придерживаемся мнения, что следует воздерживаться от любой риторики или действий, которые могут сделать Конвенцию Монтрё… предметом разногласий», — заявили они.

Официальный представитель президента Ибрагим Калин сказал, что это заявление «напоминает времена переворотов». «Они должны знать, что наш уважаемый народ и его представители никогда не допустят такого менталитета», — написал он в Твиттере.

Как напоминает Al Jazeera, турецкие военные, которые долгое время считали себя гарантом светской конституции страны, в период с 1960 по 1980 год устроили три переворота. Правительство Эрдогана также пережило попытку государственного переворота в июле 2016 года, в которой оно обвинило последователей проживающего в США религиозного лидера Фетхуллаха Гюлена.

Письмо бывших адмиралов считается самым значительным военным вмешательством в политику страны с 2016 года. В заявлении турецкого министерства обороны говорится, что выпуск такого меморандума «не служит другой цели, кроме подрыва нашей демократии, негативного влияния на моральный дух и мотивацию личного состава вооруженных сил Турции, а также для удовлетворения наших врагов».

Источник: www.mk.ru

Читайте также: