Промежуточный отчет Миссии наблюдателей от СНГ о ходе наблюдения за подготовкой и проведением выборов в Госдуму России

12

Промежуточный отчет Миссии наблюдателей от СНГ о ходе наблюдения за подготовкой и проведением выборов в Госдуму России

Промежуточный отчет Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств о ходе наблюдения за подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (30 августа – 15 сентября 2021 года).

На основании приглашения Российской Федерации Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляет мониторинг подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (далее – выборы), назначенных на 19 сентября 2021 года Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года № 291.

Общие положения

Миссия приступила к работе 30 августа 2021 года, действует свободно и независимо, руководствуясь законодательством Российской Федерации, документами, принятыми в рамках Содружества, соблюдая принцип невмешательства в избирательный процесс и уважая суверенитет государства.

В соответствии с действующей в СНГ процедурой Совет постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества согласовал в качестве Главы Миссии кандидатуру заместителя Председателя Исполнительного комитета СНГ И. Нематова.

В составе Миссии аккредитовано 68 наблюдателей, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Таджикистан, Республику Узбекистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Парламентскую Ассамблею ОДКБ, Постоянный Комитет Союзного государства, Исполнительный комитет СНГ. Долгосрочное наблюдение осуществляют 5 представителей Миссии.

При формировании Миссии были учтены рекомендации Министерства иностранных дел Российской Федерации в части количественного состава наблюдателей, обусловленные коронавирусной пандемией.

Координирует работу наблюдателей от СНГ Штаб Миссии, расположенный в городе Москве.

В рамках долгосрочного мониторинга выборов наблюдатели от СНГ встретились с Председателем Центральной избирательной комиссии Э. Панфиловой, статс-секретарем – заместителем Министра иностранных дел Е. Ивановым, руководством Верховного Суда, Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с предвыборными штабами ряда политических партий, принимавших участие в выборах, посетили окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии в Тверской и Тульской областях.

Миссия работает открыто и гласно. Штабом Миссии выпускаются информационные сообщения о ходе наблюдения за подготовкой выборов.

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводятся на основе положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон о гарантиях избирательных прав), Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Закон о выборах), иных законодательных актов, а также документов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, разъясняющих отдельные процедуры подготовки и проведения выборов.

Эксперты Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ завершают анализ избирательного законодательства Российской Федерации. Руководствуясь пунктом 9 статьи 34 Закона о выборах, Миссия изложит свое мнение о законодательстве Российской Федерации в итоговом документе после проведения выборов.

Система избирательных комиссий и их деятельность по подготовке к выборам В соответствии с избирательным законодательством Российской Федерации подготовку и проведение выборов, обеспечение реализации и защиту избирательных прав граждан осуществляют Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее – Центральная комиссия, ЦИК), избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные избирательные комиссии (далее – окружные комиссии, ОИК), территориальные избирательные комиссии (далее – территориальные комиссии, ТИК) и участковые избирательные комиссии (далее – участковые комиссии, УИК). Центральная комиссия – постоянно действующий федеральный государственный орган. Пять ее членов назначаются Президентом Российской Федерации, пять – Государственной Думой Федерального Собрания, пять – Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Действующий состав ЦИК сформирован в марте 2021 года.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации формируются в составе 10 – 14 членов законодательным органом государственной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на паритетной основе.

Территориальные комиссии формируются в составе 5 – 14 членов избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.

Согласно Закону о выборах окружные комиссии не формировались, а их полномочия возложены на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и (или) территориальные комиссии.

Участковые комиссии формируются ТИК. Количество их членов определяется в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка: до 1001 избирателя – 3 – 9 членов; от 1001 до 2001 избирателя – 7 – 12 членов; более 2000 избирателей – 7 – 16 членов. Срок полномочий избирательных комиссий всех уровней – 5 лет.

Избирательные комиссии формируются на основе предложений политических партий и иных общественных объединений. При этом государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов комиссий. Миссия отмечает активное участие политических партий в формировании избирательных комиссий всех уровней. Свыше 40 процентов членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, более половины членов ТИК и УИК назначены по предложениям политических партий.

Выборы будут проводится в 225 избирательных округах, на 96 001 избирательном участке на территории Российской Федерации и на 355 избирательных участках за ее пределами.

Постановлением ЦИК утвержден Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.

Кроме того, Центральная комиссия в рамках своей компетенции приняла ряд постановлений, разъясняющих отдельные положения избирательного законодательства в целях его единообразного применения.

По заказу ЦИК разработано программное обеспечение «Интерактивный рабочий блокнот УИК», содержащее пошаговый алгоритм всех действий участковой комиссии, необходимые методические разъяснения и образцы избирательной документации. Также подготовлены памятки для отдельных участников избирательного процесса (представителей СМИ, сотрудников полиции, наблюдателей, волонтеров), которые размещаются на сайтах ЦИК и Российского центра обучения избирательным технологиям (далее – РЦОИТ).

Центральная комиссия совместно РЦОИТ проводят большую работу по дистанционному обучению членов избирательных комиссий всех уровней с использованием обучающих курсов для членов ОИК, ТИК и УИК. Материалы курсов размещены на сайте РЦОИТ в разделе «Обучение». В случае успешного прохождения тестирования обучающиеся получают соответствующие сертификаты. Все учебные и информационные материалы доступны в телеграм-канале «Электорий» и ютуб-канале «Просто о выборах».

На региональном уровне для обучения членов ТИК и УИК избирательные комиссии субъектов Российской Федерации проводят циклы учебно-методических семинаров и совещаний по различным вопросам подготовки и проведения выборов. Наблюдатели от СНГ при посещении в рамках долгосрочного мониторинга территориальных и участковых комиссий отмечают профессионализм их членов, обеспеченность комиссий законодательными актами, методическими и информационными материалами, необходимым для организации голосования оборудованием.

Списки избирателей

В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения места его жительства на территории этого участка.

Списки составляются ТИК отдельно по каждому избирательному участку не позднее чем за 11 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, предоставляемых главами местных администраций.

Территориальные комиссии за 10 дней до дня голосования передали списки избирателей по акту в участковые комиссии, которые осуществляли работу по их дополнительному уточнению.

С 8 сентября 2021 года каждый избиратель может обратиться в УИК с заявлением о включении его в список избирателей, сообщить о любой ошибке или неточности в сведениях о нем. Решение участковой комиссии об отклонении такого заявления может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Избиратель, который не имеет возможности проголосовать по месту постоянного проживания, может воспользоваться механизмом «Мобильный избиратель» и подать заявление о внесении его в список по месту фактического нахождения в день голосования.

Такое заявление могло быть подано в любую ТИК, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в электронном виде через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в период со 2 августа по 13 сентября 2021 года, а также в любую УИК – с 8 по 13 сентября 2021 года.

Избиратели, подавшие заявления, исключаются участковыми комиссиями из списка избирателей по месту своего жительства и включаются в список по месту нахождения. По информации ЦИК, было подано 3 293 182 заявления о включении в список избирателей по месту нахождения.

С помощью онлайн-сервиса «Личный кабинет избирателя» на сайте Центральной комиссии граждане могут проверить их наличие в списках избирателей, а также получить информацию о результатах обработки заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения.

По данным Центральной комиссии, количество избирателей в списках составляет свыше 110 млн 255 тысяч человек.

Выдвижение и регистрация кандидатов

В соответствии с Законом о выборах в Государственную Думу избирается 450 депутатов, из которых 225 – по одномандатным избирательным округам и 225 – по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки политических партий.

Выдвижение кандидатов осуществлялось путем самовыдвижения, а также путем выдвижения их политическими партиями в период с 18 июня по 12 июля 2021 года. В установленные сроки предвыборные съезды провели 15 партий. Центральная комиссия заверила списки кандидатов, представленные всеми 15 партиями, в которые были включены 6479 кандидатов, из них 4183 – по единому федеральному округу, 2296 – по одномандатным округам. В окружные комиссии документы на выдвижение представили 2122 кандидата от политических партий, еще 174 кандидата выдвинулись в порядке самовыдвижения.

В поддержку выдвижения политическими партиями федеральных списков кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, самовыдвижения кандидатов необходимо было собрать определенное Законом о выборах количество подписей избирателей. При этом постановлением ЦИК был определен список из 14 политических партий, для которых выдвижение федерального списка кандидатов, кандидата по одномандатному избирательному округу на основании результатов последних выборов депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации считалось поддержанным избирателями и не требовало сбора подписей.

Для автоматизации и ускорения процесса проверки подписных листов в избирательных комиссиях применялся специальный программно-технический комплекс распознавания и интеллектуальной обработки оцифрованных изображений.

По итогам проверки Центральная комиссия отказала в регистрации федерального списка кандидатов политической партии «ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «РОССИЙСКИЙ ОБЩЕНАРОДНЫЙ СОЮЗ» из-за недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных в поддержку его выдвижения.

Также было отказано в регистрации 44 кандидатам, выдвинутым по одномандатным избирательным округам от 10 политических партий, и 133 кандидатам, выдвинутым в порядке самовыдвижения.

Центральной комиссией для участия в выборах по федеральному избирательному округу зарегистрированы федеральные списки 14 политических партий, в которые было включено 3921 кандидат.

По одномандатным избирательным округам зарегистрировано 2027 кандидатов, в том числе 10 кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения.

На заседании ЦИК 16 августа 2021 года путем жеребьевки определен порядок размещения наименований и эмблем политических партий в избирательном бюллетене для голосования по федеральному избирательному округу: 1. Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». 2. Политическая партия «Российская экологическая партия «ЗЕЛЁНЫЕ». 3. Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России. 4. Политическая партия «НОВЫЕ ЛЮДИ». 5. Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ». 6. Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ. 7. Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО». 8. Всероссийская политическая партия «ПАРТИЯ РОСТА». 9. Политическая партия РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ. 10. Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ. 11. Политическая партия «Гражданская Платформа». 12. Политическая партия ЗЕЛЕНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА. 13. ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «РОДИНА». 14. ПАРТИЯ ПЕНСИОНЕРОВ.

Предвыборная агитация и информирование избирателей

Агитационный период начался: для политических партий – после проведения их съездов, на которых были выдвинуты федеральные списки кандидатов и кандидаты по одномандатным избирательным округам; для кандидата, выдвинутого в составе федерального списка кандидатов, – со дня представления в ЦИК федерального списка кандидатов; для кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, – со дня представления кандидатом в ОИК заявления о согласии баллотироваться. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях началась с 21 августа 2021 года.

Агитация прекратится в ноль часов по местному времени 17 сентября 2021 года. Центральная комиссия провела жеребьевки по распределению между политическими партиями эфирного времени, предоставляемого безвозмездно общероссийскими государственными организациями телерадиовещания, а также бесплатной печатной площади для публикации предвыборных агитационных материалов в общероссийских государственных периодических печатных изданиях.

Каждый из пяти государственных телевизионных каналов (АО «Первый канал», Телеканал Россия (Россия-1), Российский информационный канал «Россия-24», ОАО «ТВ Центр», ОТР) и трех радиоканалов («Радио России», «Маяк», «Вести ФМ») безвозмездно предоставляет один час эфирного времени в рабочие дни для проведения политическими партиями предвыборной агитации. Кроме этого, бесплатное эфирное время в объеме 30 минут в рабочие дни предоставляют региональные государственные организации телерадиовещания. Половина предоставленного времени отводится для проведения предвыборной агитации политическими партиями, другая половина – зарегистрированными кандидатами.

Бесплатная печатная площадь для публикации предвыборных агитационных материалов предоставляется политическим партиям в 12 общероссийских государственных периодических печатных изданиях.

Политические партии, зарегистрированные кандидаты также имеют право на безвозмездное предоставление печатной площади в региональных государственных периодических печатных изданиях.

Для ведения предвыборной агитации партии и кандидаты могут на равных условиях приобретать платные эфирное время и печатную площадь за счет средств своих избирательных фондов.

До 29 августа 2021 года участвующие в выборах политические партии должны были опубликовать свои предвыборные программы не менее чем в одном региональном государственном периодическом печатном издании, а также разместить ее в сети Интернет.

Наблюдатели от СНГ отмечают, что политические партии и кандидаты активно используют возможности СМИ для ведения агитации в форме публичных дебатов, дискуссий, круглых столов, пресс-конференций, интервью, выступлений, трансляции предвыборных теле- и аудиороликов.

Органами местного самоуправления на территории каждого избирательного участка выделены и оборудованы специальные места для размещения печатных агитационных материалов. Агитационные печатные материалы также размещаются на рекламных щитах, билбордах, баннерах, других средствах наружной рекламы.

В связи с сохраняющимися рисками, связанными с коронавирусной инфекцией, проведение публичных предвыборных мероприятий и личных встреч с избирателями внутри помещений политическими партиями и кандидатами в ходе агитационной кампании используется ограниченно.

В этой связи значительная часть агитационной работы ведется через различные интернет-платформы, социальные сети, другие информационно-коммуникативные средства. Избиратели своевременно и подробно информируются о сроках, этапах и ходе электоральной кампании, о работе организаторов выборов по их подготовке и проведению.

Центральная комиссия утвердила Комплекс мер по обеспечению информирования избирателей о политических партиях, выдвинувших федеральные списки кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, федеральных списках кандидатов, списках кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидатах на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.

ЦИК эффективно использует потенциал средств массовой информации для обеспечения гласности и открытости избирательного процесса. Предвыборную кампанию активно освещают общероссийские государственные организации телерадиовещания и периодические печатные издания.

Необходимая нормативно-правовая и статистическая информация, новости о деятельности Центральной комиссии размещаются на ее сайте. Также на сайте ЦИК и через личный кабинет на портале «Госуслуги» избирателям доступны цифровые сервисы с информацией о кандидатах и избирательных объединениях, об избирательных комиссиях, механизме «Мобильный избиратель» и ряд других.

Со 2 августа 2021 года работает Информационно-справочный центр ЦИК России, где по телефонам «горячей линии», в многоканальном чате на сайте ЦИК можно получить сведения о ходе избирательной кампании, а также консультации об избирательном законодательстве России.

Центральная комиссия подготовила информационные видео- и аудиоролики, а также динамические заставки для трансляции в теле- и радиоэфире, сети Интернет, комплекты плакатов и листовок для использования в наружной рекламе. Для более полного информирования избирателей ЦИК использует свои официальные аккаунты в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», «Фейсбук», «Инстаграм», «Телеграм».

Избирателям участковыми комиссиями направляются приглашения на выборы с указанием даты, места и времени голосования.

Штаб Миссии обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Российской Федерации с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения поступивших к ним обращений граждан, связанных с нарушениями избирательного процесса. После изучения и обобщения поступающих ответов соответствующая информация будет изложена в итоговом заявлении Миссии.

*** Свои окончательные выводы и оценки по результатам мониторинга избирательной кампании в Российской Федерации Миссия изложит в итоговом документе после проведения выборов.

Промежуточный отчет Миссии наблюдателей от СНГ о ходе наблюдения за подготовкой и проведением выборов в Госдуму России

Источник: mir24.tv

Читайте также